• Русский
  • Українська

Повторители регулировки сидений в авто

Электро регулировкой сидений в автомобиле сегодня уже вряд ли кого получится удивить. Но сегодняшнюю доработку в заводском исполнении вы не встретите в рядовом авто пусть даже в полной комплектации. Разве что Toyota Crown Majesta 90-х годов может этим похвастаться. А речь пойдет о дублировании кнопок регулировки (взад/вперёд) передних сидений для задних пассажиров, чтобы сидящий сзади человек мог двигать переднее сиденье перед собой.

Да, соглашусь, что это не самая полезная функция, без которой нельзя обойтись. Тем более если вы редко берёте задних пассажиров в салон. Но если сами японцы снастили дублирующими кнопками свою Тойоту, которая выпускалась для внутреннего рынка, почему бы не реализовать в своём авто эту доработку? Реализовывать "повторялку" будем для Nissan Maxima QX A32 90-х годов. 

Казалось бы, что тут сложного в дублировании кнопок? Так думал и я до того момента пока не был раскручен блок управления сиденьем. На водительском сиденье этот блок находится слева от водителя; у пассажира - справа. Под пластиковой панелью в отдельном корпусе находятся кнопки положения спинки и регулировка взад/вперёд. Со спинкой заморачиваться не будем, нас интересует только отодвигание сиденья. За каждую регулировку отвечает свой переключатель. Левый переключатель SW2 (который ближе к проводам) - регулировка спинки, правый SW1 - двигает сиденье. 

 

Блок управления сиденьем и спинкой Nissan Maxima QX A32 Блок управления сиденьем и спинкой Nissan Maxima QX A32 Блок управления сиденьем и спинкой Nissan Maxima QX A32

Ниже показан один из таких переключателей. У него 5 контактов и 3 положения: два контакта на GND, один контакт +12V. На остальных двух либо GND (когда переключатель в нейтральном среднем положении), либо на одном +12V, а на втором GND и наоборот в зависимости от того, в какую сторону сдвинут переключатель. Именно в конструкции этого переключателя скрывалась сложность, поскольку если на "выходе" переключателя всегда либо GND, либо +12V мы не можем дублировать его. Ведь "выход" этого переключателя идет напрямую к электродвигателю сиденья - всегда на двигатель идет либо GND, либо +12V. Провода не "висят" в воздухе, даже если мы не трогаем переключатель. И чтобы вторым дублирующим переключателем управлять двигателем нам необходимо вначале основной переключатель отключить, чтобы не было КЗ, так как основной переключатель на линиях к двигателю устанавливает GND, а дублирующий выключатель должен подать на одну из этих линий +12V. Да и не понятен момент, когда с основноги доп. переключателя мы захотим двигать в разное направление - куда сиденье должно ехать?

Кнопка управления положения сиденьем Nissan Maxima QX A32

Питание на плату поступает по черному и красному проводам - GND и +12V соответственно. Зелёный и оранжевый - напрямую к двигателю спинки. Серый и синий провода идут на двигатель самого сиденья. 

Стало понятным, что нужно как-то сравнивать положение основной кнопки и дополнительной и "крутить" моторчик в нужную сторону. Как я уже ранее говорил, на проводах, которые идут к мотору всегда присутствует либо GND, либо +12V. Можно принять это как логический ноль или единица. Со второй (дублирующей) кнопки нам тоже надо принимать такие логические сигналы, делать примитивное вычисление и включать двигатель, подавая на нужный вывод +12V. 

Выбор кнопки-дублёра - дело не сложное. На фото ниже кнопка стеклоподъёмника для Ford. Принцип её работы должен быть как и у основной - 2 положения без фиксации, плюс нейтральное. Кнопка может быть с подсветкой или без. Для подсветки нужно отдельно подключаться к чему-либо из подсветки салона - в данном случае это подсветка прикуривателя. С кнопки выходят 6 контактов: два это GND и +12V, еще два - это линии, на которых в зависимости от положения будет либо плюс, либо минус. Еще один контакт - это питание светодиода. 

Кнопка стеклоподъемника Ford

Кнопка стеклоподъемника Ford в разобранном виде

С этим разобрались. Управляющие сигналы приходят, но куда и кто должен их обрабатывать? Обычно логические задачи реализуют с помощью микросхем ТТЛ. В данном случае подошла бы микросхема К155ЛЛ1. Её условно можно разделить на 4 элемента (2ИЛИ), в каждом по 3 ножки - 2 входа и один выход. Если на одном из входов или сразу на двух будет лог. единица (то есть +5 В), тогда на выходе также будет лог. единица. 

Но +5 В на выходе микросхемы мало для электродвигателя, который рассчитан на 12 В. Да и необходимый ток эта микросхема не сможет выдать. Тогда поступим иначе - будем с помощью пяти вольт коммутировать 12 В, используя для этого реле и транзистор. Также чтобы не спалить входы микросхемы нужно подавать не более 5 В, а с кнопок у нас поступает 12 В. Для этого использованы оптопары LTV847. Питание +5 В на плате образуется через стабилизатор L7805. Транзисторы BC546.

Отмечу, что хоть микросхема К155ЛЛ1 подходила для реализации поставленных задач, всё же решил применить вместо неё микроконтроллер PIC16F676, который потребляет меньший ток. 

Плата управления (вид сзади) Плата управления (вид спереди) Плата управления с радиокомпонентами (вид сзади) Плата управления с радиокомпонентами (вид спереди)

Устройство не нуждалось в настройке. Важно было не перепутать провода. Само устройство в корпусе устанавливается внутри центральной консоли примерно в районе подлокотника. Дублирующие кнопки управления (слева на нижнем фото) выводим по усмотрению - в данном случае на эту же центральную консоль ближе к задним сидениям.  Черные разъемы подключаются к электродвигателям. Белые разъемы - питание, которое берется с каждого сиденья. В этом не было необходимости и можно было запитаться только от одного сиденья.  Отдельный одиночный провод подключается к питанию +12V, которое будет включать подсветку кнопок.

Блок управления сиденьями в сборе

 

Печатная плата в .lay6

Проект для MPLAB X IDE (прошивка в .hex файле)

Проект для Proteus

Обозначения на плате в файле .lay6

  • SIG_PRIMARY_1_UP и SIG_PRIMARY_1_DOWN - сигналы с кнопок водительского и пассажирского сидений.
  • M1 и M2 - к моторчикам сидений (у водителя и пассажира).
  • SIG_SECONDARY_1_UP и SIG_SECONDARY_1_DOWN - к дублирующим кнопкам. Также на каждую дублирующую кнопку подключены GND и +12V (+12V_OUT и GND_OUT).
  • Провод подсветки кнопок не обозначен на плате и никак не соединен с платой.

Поделитесь своим мнением о статье